Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красногорский детский сад»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом
МБДОУ «Красногорский детский сад»
(протокол от 28.08.2023 №1)
приказом
МБДОУ «Красногорский детский сад»
от 28.08.2023 № 58
Выписка
из образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ «Красногорский детский сад»
2.8. Рабочая программа воспитания
Пояснительная записка (п. 29.1. ФОП ДО)
2.8.1. Целевой раздел программы воспитания (п.29.2.ФОП ДО)
Цели и задачи воспитания
Цель воспитания в ДОО (п. 29.2.1. ФОП ДО) – личностное развитие каждого ребѐнка с
учѐтом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО: (п. 29.2.1.2. ФОП ДО)
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать
становлению
нравственности,
основанной
на
духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребѐнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребѐнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
5) формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового и
устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной
жизненной позиции;
6) поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий
Направления воспитания (п.29.2.2. ФОП ДО)
Направление
воспитания
Патриотическое
направление
Цель
Ценности
Содержание
Содействовать
формированию у
ребѐнка личностной
позиции наследника
традиций и культуры,
Родина и природа лежат в
основе патриотического
направления воспитания.
Чувство патриотизма
возникает у ребѐнка
Патриотическое направление
воспитания базируется на идее
патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из
культуры человеческого бытия,
защитника Отечества ивследствие воспитания у особенностей образа жизни и еѐ
творца (созидателя), него нравственных
уклада, народных и семейных
ответственного за
качеств, интереса, чувства традиций.
будущее своей страны. любви и уважения к своей Работа по патриотическому
стране - России, своему воспитанию предполагает:
краю, малой родине,
формирование «патриотизма
своему народу и народу наследника», испытывающего
России в целом
чувство гордости за наследие
(гражданский патриотизм),своих предков (предполагает
ответственности,
приобщение детей к истории,
ощущения
культуре и традициям нашего
принадлежности к своему народа: отношение к труду,
народу.
семье, стране и вере);
«патриотизма защитника»,
стремящегося сохранить это
наследие (предполагает развитие
у детей готовности преодолевать
трудности ради своей семьи,
малой родины); «патриотизма
созидателя и творца»,
устремленного в будущее,
уверенного в благополучии и
процветании своей Родины
(предполагает конкретные
каждодневные дела,
направленные, например, на
поддержание чистоты и порядка,
опрятности и аккуратности, а в
дальнейшем - на развитие всего
своего населенного пункта,
района, края, Отчизны в целом).
ДуховноФормирование
Жизнь, милосердие, добро Духовно-нравственное
нравственное способности к
лежат в основе духовно- воспитание направлено на
направление духовному развитию, нравственного
развитие ценностно-смысловой
нравственному
направления воспитания. сферы дошкольников на основе
самосовершенствовани
творческого взаимодействия в
ю, индивидуальнодетско- взрослой общности,
ответственному
содержанием которого является
поведению.
освоение социокультурного
опыта в его культурноисторическом и личностном
аспектах.
Социальное Формирование
Семья, дружба, человек и В дошкольном детстве ребѐнок
направление ценностного
сотрудничество лежат в начинает осваивать все
отношения детей к
основе социального
многообразие социальных
семье, другому
направления воспитания. отношений и социальных ролей.
человеку, развитие
Он учится действовать сообща,
дружелюбия, умения
подчиняться правилам, нести
находить общий язык с
ответственность за свои
другими людьми.
поступки, действовать в
интересах других людей.
Формирование ценностно-
Познаватель- Формирование
ное
ценности познания.
направление
смыслового отношения ребѐнка к
социальному окружению
невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного
процесса, в котором проявляется
личная социальная инициатива
ребѐнка в детско- взрослых и
детских общностях.
Важной составляющей
социального воспитания является
освоение ребѐнком моральных
ценностей, формирование у него
нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии
с моральными принципами и
нормами и воплощать их в своем
поведении. Культура поведения в
своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство
- уважение к человеку, к законам
человеческого общества.
Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются
ребѐнком вместе с опытом
поведения, с накоплением
нравственных представлений,
формированием навыка
культурного поведения.
Познание лежит в основе В ДОО проблема воспитания у
познавательного
детей познавательной активности
направления воспитания. охватывает все стороны
воспитательного процесса и
является непременным условием
формирования умственных
качеств личности,
самостоятельности и
инициативности ребѐнка.
Познавательное и духовнонравственное воспитание должны
осуществляться в
содержательном единстве, так как
знания наук и незнание добра
ограничивает и деформирует
личностное развитие ребѐнка.
Значимым является воспитание у
ребѐнка стремления к истине,
становление целостной картины
мира, в которой интегрировано
ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности
человека.
Физическое и Формирование
Жизнь и здоровье лежит в
оздоровительн ценностного
основе физического и
ое направлениеотношения детей к
оздоровительного
здоровому образу
направления воспитания.
жизни, овладение
элементарными
гигиеническими
навыками и правилами
безопасности.
Физическое и оздоровительное
направление воспитания
основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей,
становления осознанного
отношения к жизни как
основоположной ценности и
здоровью как совокупности
физического, духовного и
социального благополучия
человека.
Трудовое
Формирование
Труд лежит в основе
Трудовое направление
направление ценностного
трудового направления
воспитания направлено на
отношения детей к
воспитания.
формирование и поддержку
труду, трудолюбию и
привычки к трудовому усилию, к
приобщение ребѐнка к
доступному напряжению
труду.
физических, умственных и
нравственных сил для решения
трудовой задачи; стремление
приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию
нравственной стороны труда.
Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений
способствует формированию
ответст-венности за свои
действия.
Эстетическое Способствовать
Культура, красота, лежат в Эстетическое воспитание
направление становлению у ребѐнка основе эстетического
направлено на воспитание любви
ценностного
направления воспитания. к прекрасному в окружающей
отношения к красоте.
обстановке, в природе, в
искусстве, в отношениях,
развитие у детей желания и
умения творить. Эстетическое
воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности
влияет на становление
нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира
ребѐнка. Искусство делает
ребѐнка отзывчивее, добрее,
обогащает его духовный мир,
способствует воспитанию
воображения, чувств. Красивая и
удобная обстановка, чистота
помещения, опрятный вид детей и
взрослых содействуют
воспитанию художественного
вкуса.
Целевые ориентиры воспитания (п. 29.2.3. ФОП ДО)
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребѐнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные «портреты» ребѐнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)
Направление
воспитания
Патриотическое
Ценности
Целевые ориентиры
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
«плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес к другим детям и способный бесконфликтно
играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к
самостоятельным (свободным) активным действиям
в общении.
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражне-ниям
и подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые
качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях.
Стремящийся к результативности,
самостоятельности, ответственности в
самообслуживании, в быту, в игровой и других
видах деятельности (конструирование, лепка,
художественный труд, детский дизайн и другое).
Духовнонравственное
Жизнь,
милосердие, добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Трудовое
Труд
Направление
воспитания
Эстетическое
Ценности
Целевые ориентиры
Культура и красота
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и
другое).
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы
Направление
Ценности
воспитания
ПатриотическоРодина, природа
е
Духовно
Жизнь,
Нравственное милосердие, добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательно Познание
е
Физическое и Здоровье, жизнь
оздоровительн
ое
Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране - России, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому горю,
проявлять заботу; Самостоятельно различающий
основные отрицательные и положительные человеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия между
людьми. Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной
и продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании. Обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий основными
способами укрепления здоровья - занятия физической
культурой, закаливание, утренняя гимнастика,
соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и
другое; стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта и
Направление
Ценности
воспитания
Трудовое
Труд
Эстетическое Культура и красота
Целевые ориентиры
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и
в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
2.8.2.Содержательный раздел программы воспитания(п.29.3 ФОП ДО)
Уклад образовательной организации (п. 29.3.1 ФОП ДО)
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и
детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
Уклад ДОО - это еѐ необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных
отношений: руководителей, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного
окружения.
Уклад в МБДОУ «Красногорский детский сад» направлен на сплочение коллектива детей,
родителей и педагогов, задает традиции, культуру поведения сообществ, описывает
предметно-пространственную среду, виды и направления деятельности и социокультурный
контекст.
Цель и смысл
деятельности
ДОО
создание условий для позитивной социализации ребенка раннего и
дошкольного возраста, создание условий для благоприятной и
эффективной жизнедеятельности, взаимодействия, развития и
саморазвития всех субъектов образовательного процесса: дети, педагоги,
родители.
Миссия ДОО
создание условий для позитивной социализации ребенка раннего и
дошкольного возраста, создание условий для благоприятной и
эффективной жизнедеятельности, взаимодействия, развития и
саморазвития всех субъектов образовательного процесса: дети, педагоги,
родители
Принципы жизниПринцип
и воспитания в полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого,
ДОО
раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом
дошкольного образования
Принцип поддержки самостоятельности и инициативы детей в
различных видах деятельности.
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых,
признания ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
Образ ДОО, еѐ Образ ДОО
особенности,
Детский сад – дом игры, творчества, труда, общения, радостного
символика,
познания мира.
внешний имидж Особенности ДОО
Ключевые линии образовательного процесса: комплексное и
гармоничное развитие ребенка по всем направлениям – социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
Региональные и муниципальные особенности социокультурного и
природного окружения:
- социокультурное пространство сельской среды ;
- моноэтнический состав населения;
- близость природного окружения (поля, лес);
культурное и историческое наследие, традиции:
- народное декоративно-прикладное искусство (хохломская, городецкая
,полховско-майданская росписи,);
- народные костюмы;
- народные праздники;
- народные игры;
- наличие сельскохозяйственных объектов.
Сайт ДОО дополняет имидж учреждения, он узнаваем, по опросам
родительской общественности лаконичен, понятен. Работа сайта ДОУ и
информационная открытость существенно упрощают доступ к
информационным источникам о функциони-ровании ДОО участников
образовательных отношений.
Символика ДОО. У каждой группы ДОО имеется свое название и
символика. Каждый символ группы расположен в приемной групповой
ячейки. Также символика присутствует в оформлении игровой, спальной
и туалетной комнат.
В части формируемой участниками образовательных отношений
реализуются парциальные программы и региональный компонент,
направленные:
- на закладывание основ экономической и финансовой грамотности у
детей дошкольного возраста ,
- на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного
развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами
социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная,
национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными
для восприятия и усвоения детьми.
- на формирование духовно-нравственного отношения и чувство
сопричастности к семье, к родному селу к природе, культуре на основе
историко-национальных и природных особенностей малой Родины.
Внешний имидж
-
Ключевые
правила ДОО.
Традиции и
ритуалы, особые
нормы
этикета в ДОО-
По мнению родителей ДОО имеет положительный внешний имидж,
высокие показатели качества работы: квалифици-рованный персонал;
готовность ребѐнка к обучению в школе; безопасность ребѐнка в саду;
хорошее питание; качественная коррекционно-развивающая работа в
группах компенсирующей направленности;
насыщенность предметно- развивающей среды; хороший уход за детьми.
Поддержание имиджа ДОО осуществляется по следующим
направлениям:
создание внешней атрибутики (информационные стенды) и рекламы
деятельности (освещение деятельности в разделе «Новости» на
официальном сайте ДОО, официальной страничке ДОО в социальной
сети «ВКонтакт», «Одноклассники»);
повышение качества образовательной деятельности
в ДОО строим воспитательный процесс с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка;
в совместной деятельности детей со взрослым стараемся раскрыть
личностный потенциал каждого ребенка;
наши дети являются полноправными участником воспитательного
процесса наравне со взрослыми.
Важными традициями ДОУ в аспекте социокультурной ситуации
развития являются:
приобщение к музыке, устному народному творчеству,
художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и
живописи разных народов;
приобщение к истокам русской народной культуры через фольклорные
праздники;
знакомство с историей, традициями, достопримечательностями родного
поселка и его окрестностей.
участие в различных экологических акциях.
Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей
увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости
общения, коллективного творчества, стремления к
новым задачам и перспективам.
Ежедневные традиции:
Утреннее приветствие всех детей группы.
Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей
вместе в круг и проводит утренний ритуал приветствия (посредством
игры, стихов с действиями), выражая радость от встречи с детьми и
надежду провести вместе приятный и интересный день
«Круг хороших воспоминаний»
Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как
положительно отличился каждый ребѐнок. Во второй половине дня,
воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить
о хорошем. Педагог
предлагает всем вспомнить, что приятного, весѐлого, радостного
произошло сегодня. После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее
о каждом ребѐнке. Самым главным является то, что каждый ребѐнок
услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже
услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаѐт в
группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у
отдельных детей.
Еженедельные традиции:
В первый день недели , после выходных , в утренние часы проходит
«Утро радостных встреч».
Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми.
Выслушивает детей о том , как они провели выходные дни, что за эти
дни узнали нового или, интересного.
Воспитатель рассказывает, о том , что нового и интересного
ожидает детей на этой неделе.
Ежемесячные традиции:
«День именинника».
В каждой группе принято поздравлять именинников.
Организуются музыкальные поздравления, пожелания и подарки от
детей. Благодаря этой традиции дети учатся принимать и занимать
гостей, усваивают правила этикета,
находить хорошее в каждом человеке, подбирать (изготовлять) подарки,
дарить и принимать их.
Ежегодные традиции:
проводятся мероприятия:
- акции: «Помогите птицам», «Синичкин день», «Елочка – зеленая
иголочка»;
- тематические дни и развлечения: «День книги», «День театра»; «День
матери», «День отца», «День воспитателя и всех работников детского
сада» и др.
- Совместные творческие конкурсы детей и родителей
- Выставки совместного творчества
- Праздники (календарные и народные) проводятся в соответствии с
календарем значимых дат.
Праздники – часть воспитательной работы, а также одна из традиций в
детско-взрослом сообществе. Это могут быть разные праздники:
- сезонные на основе народных традиций и фольклорного материала:
осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, встреча
весны;
- общегражданские праздники: Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая, 9
Мая;
- профессиональные праздники: День земли, День птиц,;
- международные праздники социальной направленности:, День спасибо.и
др.
Трудовой десант: Воспитание в детях уважение к труду, вызвать радость
от участия в общем труде.
Отношения к
Отношение к воспитанникам и их родителям (законным представителям)
воспитанникам , соответствует основным принципам и условиям, закрепленным ФГОС
их родителям
ДО:
(законным
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
представителям),
сотрудникам и взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
партнерам ДОО. работников ДОУ) и детей;
- уважение личности ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Отношение к партнерам ДОУ
строятся на признании того, что детский сад является открытой
образовательной организацией, осуществляющей взаимодействие с
внешними партнерами в интересах наилучшего достижения целей и
задач, стоящих перед ДОУ. Основными принципами социального
партнерства ДОУ являются:
заинтересованность в партнѐрских отношениях;
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения договоров, соглашений;ответственность
сторон за невыполнение договоров, соглашений.
Социокультурны Социокультурные ценности являются определяющими в структурной контекст,
содержательной основе Программы.
внешняя
Социокультурный контекст учитывает следующие этнокультурные,
социальная и
конфессиональные
и региональные особенности:
культурная среда
ДОУ
Национально-культурные особенности населения. Программа
воспитания учитывает преобладающее количество семей по
национальному и языковому составу –
-
русские и татары , поэтому реализует социокультурные ценности
русского и татарского народа. Обучение и воспитание ведется на
русском языке.
Содержание образовательных областей строится на основании
международных, российских и региональных образовательных
ценностей, в детском саду ведется активная работа по сохранению,
расширению, обогащению национальных культурных традиций.
Программа воспитания учитывает наличие детей из семей русской и
татарской национальности , в связи с чем в нее включаются разделы по
ознакомлению дошкольников с культурными традициями разных
национальностей:
-
с произведениями устного народного творчества,
с образцами декоративно-прикладного искусства,
с национальными костюмами ,
с особенностями быта русских и татарских народов .
С этой целью большое внимание уделяется следующим видам работы:
- изучение малых фольклорных форм русского и татарского народа
(сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок и т.п.);
- знакомство с праздниками и традициями русских и татарских народов;
- знакомство с народным искусством русских и татарских народов ;
- знакомство с играми русских и татарских народов ;
Климатические и экологические особенности территории.
При проектировании содержания Программы воспитания учитываются
специфические климатические особенности средней полосы России, в
которой находится детский сад:
- время начала и окончания сезонных явлений (листопад, выпадение и
таяние снега и др.),интенсивность их протекания;
- состав флоры и фауны, длительность светового дня,
- погодные условия и т.д.
Эти факторы учитываются при составлении календарнотематического планирования. При ознакомлении с окружающим миром,
приобщению к культуре речи дети знакомятся с явлениями природы,
характерными для местности, в которой проживают;
Для
художественно-творческой деятельности предлагаются
изображения знакомых детям зверей, птиц, домашних животных,
растений.
В перспективном плане предусмотрены темы связанные с
изучением климатических сезонных изменений природы средней полосы
России, особенностями приспособления растений и животных к этим
условиям. Особое внимание уделяется деятельности человека в разное
время года: его одежды, заботе о здоровье, экскурсии и пр.
Реализация программы воспитания в ДОО позволяет формировать
у
дошкольников
основы
духовно-нравственного
воспитания,
патриотизма, гражданственности, трудового
воспитания . Что
отражается
в ОП ДО,
в части формируемой участниками
образовательных отношений в рамках регионального компонента.
РППС отражает ценности, на которых строится программа
воспитания, и способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Особенности
РППС включает знаки и символы России, Нижегородской
РППС,
области, Пильнинского муниципального округа, с. Красная Горка и
отражающие отражает региональные, этнографические, экологические и другие
образ и
особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО.
ценно сти ДОУ
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и
совместной деятельности, отражает ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей, формирует научную картину
мира, обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также
отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты
членов семей воспитанников, , представителей разных профессий,
профессий родителей и пр.). Среда предоставляет ребенку возможность
погружения в культуру России, знакомства с особенностями
региональной культурной традиции, традиции своего села.
Развивающая – предметно пространственная среда соответствует
требованиям ФГОС ДО и учитываются все принципы ее построения:
содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна,
вариативна, доступна и безопасна.
Воспитывающая среда образовательной организации (п. 29.3.2 ФОП ДО)
1.
2.
3.
-
Воспитывающая среда – это пространство, в рамках которого происходит процесс
воспитания.
Для организации воспитывающей среды педагогами образовательной организации
создан комплекс благоприятных условий, которые способствуют личностному развитию
каждого ребѐнка на основе традиционных ценностей российского общества:
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения дошкольника к
окружающему миру, другим людям, себе;
условия для обретения ребѐнком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с
социально-ценностными ориентирами;
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в
разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское
сообщество.
Для этого воспитатели и специалисты вовлекают дошкольников в интересные и полезные
для них виды деятельности: трудовую, игровую, коммуникативную, познавательную,
художественно-эстетическую.
Каждому
ребенку
предоставляется
возможность
самореализоваться, приобрести социально значимые знания, развить социально значимые
отношения, получить опыт участия в общественных делах.
Среда насыщена воспитательным содержанием, которое реализуется:
в процессе организованной образовательной деятельности с дошкольниками;
при взаимодействии педагога с детьми в режимные моменты;
в самостоятельной деятельности детей;
в процессе сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнерами по реализации
задач Программы.
В проекты и планы воспитательной направленности включены мероприятия по
ознакомлению с традициями и культурой народов России, природным и социальным миром
родного края, с государственной символикой и значимыми историческими датами Российской
Федерации.
При организации воспитывающей среды учитываются национально-культурные и
климатические особенности региона.
Предметно-образная среда, созданная взрослыми, способствует воспитанию
нравственных, гражданских, эстетических и других общественно значимых качеств личности
ребенка.
Педагогическая необходимость созданных условий в том, что у детей формируются
эмоционально-ценностное отношение, социальные установки и активная жизненная позиция,
обеспечивающие достижение поставленных воспитательных целей.
Общности образовательной организации (п. 29.3.3. ФОП ДО)
В дошкольной организации действуют разнообразные по форме и направлениям взрослые,
детско-взрослые и детские общности. Базовые общенациональные ценности раскрываются в
общностях через деятельности и события, которые обеспечивают
полноценный опыт социализации дошкольников
Профессиональная общность педагогов
Цели
Ценности
Осуществление на высоком
- ребенок, его жизнь, здоровье, полноценное воспитание и
профессиональном уровне развитие;
образовательной
- особенности организации – совместная деятельность в
деятельности по
соответствии с четким определением обязанностей и
образовательным
ответственности;
программам дошкольного- роль в процессе воспитания детей – воспитание примером,
образования, а также
словом, включением детей и взрослых в различные виды
присмотр
деятельности.
и уход за детьми,
соответствующий задачам
охраны и укрепления
здоровья воспитанников;
Профессионально-родительская общность
Забота о нравственном
- иребенок, его жизнь, здоровье, полноценное воспитание и
физическом здоровье детей;развитие;
- особенности организации – сотрудничество, обучение,
включенность родителей в непосредственно образовательную
деятельность;
- роль в процессе воспитания детей – согласование целей, задач,
содержания, форм и методов воспитания и обучения детей;
Детско-взрослая общность
-
Организация совместной интересной и полезной деятельности.
духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и
нормы поведения;
особенности организации – от совместно-разделенной деятельности к самостоятельной и
от самостоятельной – к взаимопомощи, поддержке, сотрудничеству;
роль в процессе воспитания детей – создание условий для активности, самостоятельности,
инициативы.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими,
так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо
подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для
всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и
образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Задачи воспитания в образовательных областях (п. 29.3.4 ФОП ДО)
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с
патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания;
Образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным и
патриотическим направлениями воспитания;
Образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и эстетическим
направлениями воспитания;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится с
эстетическим направлением воспитания;
Образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим и
оздоровительным направлениями воспитания
Задачи воспитания в рамках образовательных областей
Образовательная
область
«Социальнокоммуникативное
развитие»
Направления
воспитания
Патриотическое,
духовнонравственное,
социальное
трудовое
Ценности
«Познавательное
развитие»
Познавательное
патриотическое
«Речевое развитие»
Социальное,
эстетическое
Воспитательные
задачи
«Родина», «Природа»,п.29.3.4 ФОП ДО
«Семья»,
«Человек»,(п.3)
«Жизнь»,
«Труд».,
и«Милосердие», «Добро»,
«Дружба»,
«Сотрудничество»,
«Человек»,
«Семья»,п.29.3.4 ФОП ДО
«Познание», «Родина (п.4)
,
«Природа»
«Культура», «Красота» п.29.3.4 ФОП ДО
(п.5)
«Художественноэстетическое
развитие»
«Физическое
развитие»
Эстетическое
направление
«Красота»,«Культура», п.29.3.4 ФОП ДО
«Человек», «Природа» (п.6)
Физическое
оздоровительное
и«Жизнь», «Здоровье»
п.29.3.4 ФОП ДО
(п.7)
Формы совместной деятельности в образовательной организации (п.29.3.5 ФОП ДО)
Работа с родителями (законными представителями) (п. 29.3.5.1. ФОП ДО)
-
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста
строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ДОУ.
Семья и МБДОУ «Красногорский детский сад» составляют целостную
социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации
детей от рождения до поступления в школу. В лице педагогического коллектива родители
обретают важную опору для реализации своего воспитательного потенциала и становления
компетентного родительства. Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения
компетентности родителей:
оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психологопедагогическую помощь в семейном воспитании детей от 2 лет до начала их школьной жизни;
способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья,
развития их индивидуальных способностей;
вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в
образовательную деятельность Учреждения;
поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере дошкольного образования
детей.
В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей)
обучающихся, воздействия на семейное воспитание используются различные формы работы. В
каждой группе воспитателями ежегодно составляется План работы с родителями.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей
(законных представителей), используемые в ДОО в процессе воспитательной работы
В ДОУ функционирует совет родителей (законных представителей). Партнерский
характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным, при условии, что ДОУ
знакома с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о
ДОУ, которому доверяет воспитание ребенка.
Направления
воспитания
Патриотическое
направление
воспитания
Социальное
направление
воспитания
-
Духовнонравственное
направление
воспитания
-
Познавательноенаправление
воспитания
-
Виды и формы сотрудничества
Ответственные
родительское собрание; консультации ( в т.ч. черезВоспитатели,
родительские уголки),
старший
совместные досуги, праздники;
воспитатель,
участие в проектах;
муз. руководитель
музыкальные развлечения совместно с родителями,
детские работы, выполненные вместе с
родителями,
тематические выставки,
совместное с родителями создание фотоальбомов,
участие в акциях;
участие в интернет сообществах (Телеграмм , ,
сайт ДОУ, страничка в ВК) и др.
наглядная пропаганда;
Воспитатели,
день открытых дверей;
старший
беседы;
воспитатель,
участие в проектах;
муз. руководитель
консультации групповые, подгрупповые,
индивидуальные;
круглый стол;
семинары для родителей; тематические выставки;
участие в интернет сообществах (сайт ДОУ,
страничка в ВК, Телеграмм) и др
родительское собрание;
Воспитатели,
консультации ( в т.ч. через родительские уголки), старший
праздники, досуги совместно с родителями,
воспитатель,
детские работы, выполненные вместе с
муз. руководитель
родителями,
тематические выставки,
совместное с родителями создание фотоальбомов,
древо семьи; посещение конференции; участие в
творческом конкурсе РНКАТ Нижегородской
области «Татар малае.Татар кызчыгы» и др.
наглядная информация в Родительском уголке:Воспитатели,
консультации,
памятки,
рекомендации,муз. руководитель
тематические ширмы, папки;
привлечение
к
созданию
познавательноразвивающей
среды
в
группе;
экспериментирование родителей с детьми в
домашних условиях; совместное детско-взрослое
творчество и познавательно-исследовательская
,
,
,
деятельность;
- родительские собрания,
- участие родителей в подготовке и проведении
праздников, досугов;
- мастер-классы, практикумы, круглые столы;
- совместная проектная деятельность;
- индивидуальные и подгрупповые консультации;
- участие в интернет сообществах (сайт ДОУ,
страничка в ВК) и др
Физическое - иродительские собрания,
Воспитатели,
оздоровительное
- различные консультации о значимости физическоймуз. руководитель
направление
культуры в ДОУ и семье;
воспитания
- анкетирование родителей по вопросу воспитания
здорового ребенка;
- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с
просматриванием фильмов о жизни детей в
детском саду;
- информация в родительских уголках, в папках
передвижках,
- совместные физкультурные праздники, досуги,
развлечения вместе с родителями;
- участие в работе «мастерских» по изготовлению
атрибутов для физкультурных занятий в группе и
дома;
- участие в проектах;
- дистанционная работа с родителями через сайт
ДОУ и страничка в социальных сетях (ВКонтакте)
и др
Трудовое
- родительские собрания;
Воспитатели,
направление - индивидуальные и групповые консультации,муз. руководитель
воспитания
беседы;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении
праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- оформление
родительских
уголков
(папокпередвижек, консультаций, памяток, буклетов);
анкетирование ;
- участие проектах;
- участие в субботниках, акциях
- конкурсы, выставки поделок родителей и детей.
Эстетическое - занятия с активным участием родителей;
Воспитатели,
направление - родительские собрания; индивидуальные имуз. руководитель
воспитания
групповые консультации, беседы;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении
праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- оформление
родительских
уголков
(папокпередвижек, консультаций, памяток, буклетов);
- анкетирование ;
- проведение мастер – классов по нетрадиционной
технике изображения; проектирование и др.
События образовательной организации. (п. 29.3.5.2. ФОП ДО)
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой
активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта
переживания той или иной ценности.
Для создания значимого события и раскрытия ценностей воспитания, педагогами ДОО
создаются условия позволяющие принять ребенком ценности согласно его возрастных
особенностей.
В ДОО разработан годовой цикл воспитательной работы, в основе которой - общие для
всего детского сада событийные мероприятия. Событийный подход рассматривается нами как
педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни ребенка
или коллектива детей.
Основой для планирования являются примерные темы (праздники, события, проекты,
явления), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста
и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный
интерес детей.
Проектирование событий в нашем детском саду реализуется по следующим
направлениям:
- разработка и проведение значимых мероприятий в различных формах: детско-взрослый
спектакль, совместное конструирование,экспериментирование, спортивные игры и др.;
- проектирование встреч и общения детей со старшими, младшими, ровесниками, со взрослыми,
с носителями воспитательно-значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладноетворчество и др.), профессий, культурных традиций народов России;
- создание творческих детско-взрослых проектов
На уровне детского сада:
- социальные праздники: День Победы, День России, День защитника Отечества, День народного
единства, Праздник весны и труда;
- явления духовно-нравственной жизни: День волонтѐра, День спасибо , и др.;
- явления окружающей природы: День земли, День животных и др.;
- мир искусства и литературы: День детской книги, День театра и др.;
- традиционные праздничные события общества: Новый год, День матери, День космонавтики,
День пожилого человека и др.;
- социальные акции: «Бессмертный полк», «Окна Победы» «Елочка – зеленая иголочка» и др.;
- события народной культуры и народных татарских традиций: Навруз, Сабантуй, и др.
- социальные проекты: «Дом , где я живу», «Народные промыслы России», «Мое село »,
и др.
На уровне группы:
- «Утреннее приветствие всех детей группы.»;
- «Круг хороших воспоминаний» ,
- «Утро радостных встреч».
- «День именинника».
- «Портфолио группы».
Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела и прочее.
В процессе подготовки к событийному мероприятию дошкольники получают знания и
умения, которые будут необходимы при его проведении. Это могут быть утренний и вечерний
круг, спонтанно возникшая ситуация, любой режимный момент, индивидуальная беседа, общие
дела и др.
Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места
проведения события согласно тематике), творческое игровое действие, неожиданность и
сюрпризность - обязательные критерии подготовки к мероприятию.
По итогам события проводится обмен мнениями и впечатлениями, анализируются
полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия,
учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события. С
учетом проведенного анализа вносятся коррективы в воспитательный процесс.
Событийные мероприятия воспитательного характера позволяют систематизировать,
обобщить и свести эмоционально-ценностные представления дошкольников в единую
гармоничную картину окружающего мира и вызывают позитивный эмоциональный отклик в
сознании детей всех возрастов.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях (п. 29.3.5.2.3. ФОП ДО)
-
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой
организации сотрудничества взрослого и ребѐнка по освоению ООП ДО, в рамках которой
возможно решение конкретных задач воспитания.
В основе совместной деятельности лежит личностно-ориентированный подход педагога
к детям. Этот подход предполагает:
1.
Формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающей
социальной действительности. Дошкольник эмоционально переживает предложенную
информацию или ситуации, становится участником событий, а педагог поддерживает
стремление ребенка узнать что-то новое.
2. Формирование личностной позиции. Полученные знания должны превратиться в
личное убеждение, во внутреннюю потребность и привычку уважительно относится к людям,
любить свою Родину, соблюдать нравственные нормы. В этом случае ребенок оценивает свои
действия и действия других на основе собственного сформированного эмоциональноличностного отношения к окружающему социуму.
Основной функциональной характеристикой совместной деятельности являются
партнерские отношения между педагогом и ребенком, их равноправное включение в процесс
деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми в качестве
более опытного и компетентного партнера. Такой стиль воспитания обеспечивает каждому
ребенку
чувство
психологической
защищенности,
способствует
развитию
его
индивидуальности, положительных взаимоотношений с окружающими людьми.
Основные виды организации совместной деятельности в ДОО:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из
личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение
рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок и тому подобное),
экскурсии (в организации социальных партнеров);
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды (п.29.3.6 ФОП ДО)
Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада (РППС) отражает
ценности, на которых строится Программа, и способствует принятию этих ценностей ребенком.
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство дошкольной
организации организовано в виде разграниченных зон: Центров активности. Данные зоны
оснащены необходимым количеством материалов и оборудования, способствующих
личностному развитию дошкольников и созданию условий для их позитивной социализации на
основе базовых ценностей российского общества.
Особенность Центров активности в том, что они расположены не только в группах, но и
за пределами групповых помещений: в рекреациях и на участках детского сада. Это природные
среды, физкультурно-оздоровительные площадки.
РППС включает ряд базовых компонентов, необходимых для работы с дошкольником по
различным направлениям воспитания: патриотического, социального, познавательного,
оздоровительного, трудового, эстетического .
Компоненты и содержание воспитательной предметно-пространственной среды ДОО
№№
1
2
3
Компоненты среды
Знаки и символы
государства, региона,
населенного пункта и
ДОО
Компоненты среды, отражающие
региональные,
этнографические и
другие особенности социокультурных
условий, в которых находится ДОО
Компоненты среды, отражающие
экологичность,
природосообразность и
безопасность.
-
4.
Компоненты среды, обеспечивающие детям
возможность общения,
игры и совместной
деятельности
-
Содержание предметно-пространственной среды
Государственные символы Российской Федерации –
Государственный флаг и Государственный герб, символы
Нижегородской области и Пильнинского муниципального
округа
Элементы оформления, связанные с историей, культурой,
традициями Нижегородской области Пильнинского
муниципального округа, села Красная Горка .
Фотоальбомы:
с фотографиями памятных мест и исторических событий
родного села;
с фотографиями детского сада и мероприятий, проведѐнных
в детском саду.;
«Улица, на которой я живу»,
Макеты «Мое село» «Наша улица» «В этом доме я живу»
Мини –музей с экспонатами отражающими историю,
культуру и быт народов родного края: элементы народных
костюмов, домашняя утварь, этнокультурные предметы и др.
Энциклопедии, детская художественная литератур,
иллюстрации о животном и растительном мире планеты,
жизни людей разных стран, природы и пр.
Макет проезжей части, макет светофора,дорожных знаков,
настольно-дидактические игры, пособия, фото проблемных
ситуаций, атрибуты к сюжетно– ролевым играм.
Оформлены «уголок безопасности
безопасности», «Уголок природы», «Уголок
экспериментирования»
Лэпбуки: «Природа нашего края»
Экосистемы растительного мира региона.
Уголок сюжетно-ролевой игры, конструирования,
театрализованной деятельности, Двигательной активности:
игрушки, атрибуты, пособия и оборудование для
дидактических, режиссерских и сюжетно-ролевых игр, игрдраматизаций, театрализованных игр, игр со строительным
материалом, игр с правилами, подвижных игр и др.
Мягкие игровые модули, игровые ширмы.
5
6
7
- Различные виды театра: пальчиковый, бибабо, плоскостной и
др., атрибуты для театрализованной деятельности
- Полифункциональные предметы, предметы-заместители,
природные материалы, пригодные для использования в
игровой деятельности.
- Оборудование для рисования, аппликации, лепки (бумага,
картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы,
раскраски).
- Игры для девочек (кукольный уголок, «Кухня», Салон
красоты») и для мальчиков («МЧС», комплект моделей
машин, атрибуты для игры в инспекторов ДПС, пожарных).
Компоненты среды, - Игрушки, атрибуты, пособия и оборудование для сюжетноотражающие ценность ролевых игр в семью.
семьи, людей разных - «Моя родословная».
поколений, радость - Фотоальбомы с фотографиями членов семей воспитанников.
общения с семьей - Рисунки детей на тему «Моя семья».
- Альбом с детскими рассказами об интересных событиях в
семье.
- Тематические папки «Наши мамы», «Игры наших бабушек и
дедушек», «Профессии моих родителей».
- Выставки семейных коллекций.
- Книги, альбомы, иллюстрации о семье и семейных
отношениях
Компоненты среды, - Предметы для опытно-экспериментальной
обеспечивающие деятельности – магниты, увеличительные стѐкла, весы, микроскоп,
ребѐнку возможность природный и бросовый материал.
познавательного
- Коллекции ткани, бумаги, камней, дидактические игры по
развития,
экспериментирования, экологическому воспитанию и пр. игровые наборы,
игрушки, предметы-заместители для игровой деятельности,
освоения новых
- Схемы, таблицы, мнемотаблицы, условное схематическое
технологий,
раскрывающие красоту изображение явлений природы, предметы-заместители,
знаний, необходимость графические знаки и др.
научного познания, - Игры математического содержания, счетный материал,
формирующие научную карточки и схемы.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
картину мира
птичьи перья, листья деревьев, семена и др.
- Иллюстративный материал: книги, энциклопедии,
тематические альбомы и др.
- Оборудование для наблюдений на участке ДОО.
Компоненты среды, - Уголки дежурства в группе
обеспечивающие
- Лэпбуки, фотоальбомы по теме «Профессии».
ребѐнку возможность - Тематические папки: «Мамины помощники», «Профессии
посильного труда, а
наших родителей», «Герои труда нашего города (поселка)».
также отражающие - Фотоальбом «Трудовые будни нашей группы».
ценности труда в жизни
- Природный и бросовый материал для ручного труда (шишки,
человека и государства желуди, скорлупа от грецких орехов, пластмассовые крышки,
корпусы от фломастеров и др.).
- Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в
уголке природы, труда на участке (лопатки, ведерки,
тряпочки, контейнеры, схемы с алгоритмом ухаживания за
растениями, фартуки и шапочки для дежурных и др.)
8.
9.
- Альбом «Моя трудовая деятельность в детском саду и
дома».
- Видеотека с сюжетами, отрывками из мультфильмов и
детских кинофильмов, отражающие ценности труда
Компоненты среды, - Атрибуты для самомассажа: массажные перчатки,
обеспечивающие
массажные мячики, массажные дорожки.
ребѐнку возможности- Нестандартное физ. оборудование: массажные коврики из
для укрепления
крышек, ребристые дорожки на основе корпусов из
здоровья, раскрывающиефломастеров, тренажеры для дыхательной и зрительной
смысл здорового образа гимнастик.
жизни, физической - Элементы костюмов для спортивных праздников (шапочки,
культуры и спорта;
накидки, маски и т.д.).
- Оборудование для профилактики плоскостопия: коврики
для коррекции стопы, мешочки с песком, шнуры.
- Атрибуты для подвижных, малоподвижных игр.
- Лэпбуки: «Полезные и вредные продукты», «Мой
организм», «Оздоровительная зарядка».
- Дидактические игры, пособия, атрибуты, цифровые
презентации, способствующие ознакомлению детей с
культурой ЗОЖ.
- Оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Больница»,
«Аптека», и др.
Компоненты среды, - Мини-музей с предметами быта: реальные предметы быта,
предоставляющие
муляжи, макеты, картины, иллюстрации, фотографии,
ребѐнку возможность предметы декоративно-прикладного народного творчества.
погружения в культуру
- Куклы в национальных костюмах народов РФ.
России, знакомства с - Дидактический материал, предметы и пособия по
особенностями традицийознакомлению с народно-прикладным творчеством,
многонационального
традиционными татарскими и русскими праздниками
российского народа. - Оборудование и атрибуты для подвижных и сюжетных
народных игр.
- Костюмы, в том числе народные : русские и татарские , для
различных образовательных и досуговых мероприятий.
- Книги, энциклопедии, альбомы, фотографии,
способствующие ознакомлению детей с историей, культурой
и традициями народов России.
- Видеотека и аудиотека: песни, отрывки из детских фильмов,
мультфильмов, виртуальные экскурсии по России и родному
краю.
Вся предметно-пространственная среда гармонична, эстетически привлекательна и
стимулирует духовно-нравственную сферу дошкольников. При выборе материалов и игрушек
педагоги ориентировались на продукцию отечественных и территориальных производителей.
Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей
дошкольного возраста и имеют документы, подтверждающие соответствие требованиям
безопасности
Социальное партнерство (п. 29.3.7. ФОП ДО)
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в ДОО
предусматривает:
- участие представителей партнеров в образовательной деятельности и мероприятиях ДОО;
- проведение различных мероприятий на базе организаций-партнеров.
- реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых
детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями-партнерами.
Особенности воспитательно-значимого взаимодействия с социальными партнерами:
- системность;
- длительность;
- договорной характер.
Все мероприятия носят воспитательную направленность и реализуются согласно годовому и
календарному плану воспитательной работы.
Работая в условиях социального партнерства, мы создаѐм возможность расширять
воспитательное пространство и получать
определенные социальные эффекты в деле
воспитания подрастающего поколения.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о
том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным,
профессиональным и безопасным
2.8.3. Организационный раздел
Программы воспитания (п.29.4. ФОП ДО)
Кадровое обеспечение рабочей программы воспитания (п.29.4.1. ФОП ДО)
Для решения поставленных задач в вопросах воспитания немаловажным фактором являются
кадровые условия. Коллектив ДОУ укомплектован грамотными специалистами: старшим
воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем
Реализация Программы осуществляется педагогическими работниками в течение всего
времени пребывания воспитанников в дошкольной организации.
Наименование Функционал, связанный с организацией и
должности
реализацией воспитательного процесса
(в соответствии со
штатным
расписанием)
Заведующий
- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОО;
- создает условия, позволяющие педагогическому составу
эффективно реализовать воспитательную деятельность;
- проводит анализ итогов воспитательной работы в ДОО;
- обеспечивает
повышение
квалификации педагогических
работников ОО по вопросам воспитания.
- утверждает воспитательную деятельность в ДОО, включая
календарный план воспитательной работы;
- регулирование воспитательной деятельности в ДОО;
- контроль
за
исполнением
управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОО.
Старший
- обеспечивает организацию воспитательного процесса в детском
воспитатель
саду, методическое сопровождение деятельности специалистов и
повышение профессиональной компетентности педагогов,
- курирует взаимодействие с семьями воспитанников и с
социальными партнерами
Музыкальный - организует
мероприятия
воспитательного
характера:
руководитель
музыкальные
гостиные,
развлечения,
театрализованные
представления, фольклорные праздники.
Воспитатели
- в детский репертуар включает патриотические песни, танцы и
хороводы. Приобщает детей к музыкальной культуре и традициям
народов России. Создает положительно-эмоциональный фон для
успешного осуществления воспитательного процесса.
- реализуют задачи Программы в процессе режимных моментов, в
специально организованных воспитательных ситуациях и
беседах, в коммуникативной и игровой деятельности детей.
- развивают личностные качества дошкольников: любовь к Родине,
к членам своей семьи, доброту, честность, дружелюбие,
трудолюбие, целеустремленность и др.
- разрабатывают план воспитательной работы в своей группе.
- сотрудничают с родителями по вопросам воспитания детей в
детском саду и в семье
.
Профессиональную компетентность в области воспитания детей раннего и дошкольного
возраста воспитатели совершенствуют за счет курсов повышения квалификации, мастерклассов, конференций, семинаров, практикумов и самообразования собственной педагогической
деятельности.
Нормативно-методическое обеспечение (п. 29.4.2. ФОП ДО)
Для реализации программы воспитания ДОУ использовалось
практическое руководство "Воспитателю о воспитании",
https://институтвоспитания.рф
-
При разработке Программы воспитания учитывались следующие нормативно-правовые
документы:
Программа развития ДОО.
Годовой план организационно-методической и образовательной деятельности ДОО.
Календарный учебный график ДОО.
Должностные инструкции педагогов.
Договора с родителями обучающихся;
Договора о сетевом взаимодействии с социальными партнерами.
Требования к условиям работы с особыми категориями детей (п.29.4.3 ФОП ДО)
В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат традиционные ценности российского
общества. Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять
любого
ребенка
независимо
от
его
индивидуальных
особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада Учреждения и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада Учреждения инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в Учреждении.
1)
2)
3)
4)
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с
ОВЗ; событийная воспитывающая среда Учреждения обеспечивает возможность включения
каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая
среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются
на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников общих дел с
учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна
обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.
В детском саду созданы условия, отвечающие требованиям, которые предъявляют в
работе с особыми категориями детей:
Взрослые, при взаимодействии с детьми, создают такие ситуации, в которых каждому ребѐнку с
особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора
деятельности, партнера и средств. Педагоги учитывают особенности деятельности, средства еѐ
реализации, а также ограниченный объем личного опыта детей особых категорий.
Воспитатели ДОУ применяют игру как важнейший фактор воспитания и развития ребѐнка на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения.
Воспитательные
мероприятия
характеризуются
доступностью,
совместными
и
самостоятельными, подвижными и статичными формами активности с учѐтом особенностей
развития и образовательных потребностей ребѐнка. Речь идет не только о физической
доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые
правила понятны ребѐнку с ОВЗ.
Участие семьи является необходимое условие для полноценного воспитания ребѐнка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.